Алексей Фукс (afuchs) wrote,
Алексей Фукс
afuchs

мнемохронология или мозги дитяти

Иногда меня одолевает иллюзия проникновения в тайны высшей мозговой деятельности на основе наблюдений за растущим мозгом ребёнка, которого [нрзб] оставил[нрзб] отчасти на мой произвол.

Ребёнку скоро два года, и он, развивая речь, постепенно проигрывает в борьбе с необходимостью уложить окружающую взвесь времени и пространства в нарратив.

(У меня) получается следующее:
- Способность размечать ситуативный контекст разнообразными ярлыками - первична. Мир поначалу складывается в кучки вещей и событий, объединённых произвольно обобщёнными чертами, с постепенным повышением практичности обобщения. Ребёнок, кажется, сначала не способен рассказать, что он ел сегодня на обед, или где гулял утром; он одновременно вспоминает все свои любимые места прогулок и блюда, людей, с которыми когда-либо общался за столом, и с кем катался на горке, красивые палочки и где какают собаки, какого цвета матерчатый слюнявчик, а какого пластиковый, и массу других вещей, вполне уместных для упоминания в ситуациях, являющихся явными и актуальными вариациями той, о которой сейчас спрашивают. Это понятно: совершенно неважно, чем ты утолил голод сегодня или позавчера; гораздо важнее, например, что можно есть, а что совсем нельзя. Цвет слюнявчика будет упразднён на следующем этапе.
- Внесение хронологии, т.е. попытка нанесения временных ярлыков на воспоминания, совсем не тривиально и требует каких-то сложных когнитивных умений. Эта способность развивается долгие годы и часто даёт сбои.

Поэтому я думаю, что частые объединения похожих ситуаций в одну, "нарушенные" воспоминания, о которых нам часто говорят участники или свидетели тех или иных событий, из которых наши мозги, по всей видимости, сфабриковали коллаж, эти "объединения" - это совсем не объединения, а наоборот упразднения этого хронологического слоя, возвращение к формату, свободному от нарративной функции по тем или иным причинам: возможно, он выпал из памяти первым, а возможно, речь идёт о ранних воспоминаниях, когда он вообще отсутствовал или был ещё очень слабым.

Возможно, и дежавю, единственное известное мне объяснение которого связано с невозможностью вспомнить и вложением актуального восприятия в заданный шаблон (Фрейд), на самом деле - проявление более первичного механизма анализа и разметки информации в памяти.

Наверно, это тривиальные данные для людей, знакомых с психологией (детей) и когнитивными процессами. Пусть они зайдут и скажут, что надо.

Кстати, похоже, что это напрямую связано с освоением языка, т.к. ребёнок вникает в семантику, исходя из ситуаций, не понимая иерархий и классификаций, заполняя пространство между верхом иерархии и простым повторением (т.е. сделав вершиной вообще всё): ситуации, в которых было услышано слово, накладываются одна на другую, постепенно сходясь на конкретных понятиях, действиях и т.п. Хронология здесь ни к чему, хотя, конечно, следует (отдельно?) разобрать вопрос употребления слов "завтра", "вчера" и т.п.
Tags: кружочики
Subscribe

  • La mort de l'Auteur (о фильме "Елена")

    Этот пост - проплачен. Есть режиссёры, которых я не люблю или не понимаю. Я их имена в других случаях называю охотно, а теперь не стану, потому что…

  • угрюмая радуга

    Перед чтениями Дельфинова и Дарьи Ма невнимательно наблюдал из-под строительных лесов, придающих структурность пространству у входа в "Квартиру 62",…

  • седьмая попытка поговорить с хренотенью на острые темы

    Начал с Пришвина. Оказалось, что Пришвин прав, и "не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • La mort de l'Auteur (о фильме "Елена")

    Этот пост - проплачен. Есть режиссёры, которых я не люблю или не понимаю. Я их имена в других случаях называю охотно, а теперь не стану, потому что…

  • угрюмая радуга

    Перед чтениями Дельфинова и Дарьи Ма невнимательно наблюдал из-под строительных лесов, придающих структурность пространству у входа в "Квартиру 62",…

  • седьмая попытка поговорить с хренотенью на острые темы

    Начал с Пришвина. Оказалось, что Пришвин прав, и "не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она…