Алексей Фукс (afuchs) wrote,
Алексей Фукс
afuchs

  • Music:

критические заметки

Нельзя оставить без внимания несколько произведений искусства, которые мне привелось пропустить через фибры моего восприятия в обозримом прошлом.

Тем, кого мало интересуют мои фибры, не следует погружаться в нижестоящую скобку.


Поскольку прознать что-либо о сношениях Флобера с Толстым и наоборот мне не удалось, я отрастил усы и подумал сам.
Этого, конечно, недостаточно, потому что Флобер мне известен только по прочитанному "Воспитанию чувств", а Толстого я помню нехорошо, тем более, что я об этом уже, во-первых, писал, а во-вторых - последнее, что я читал, была какая-то неистово поучительная сказка для детей, не порадовавшая даже краткостью, а предпоследнее - брошюры на различные эго- и социокультурные темы (ещё на литературные, но тут на благо нашёлся англосакс Оруэлл и урезал).

Но не сравнить нельзя, потому что иначе зачем я всё это написал. (Чувствительным читателям с неоднозначным к моим соплям отношением советую именно сейчас проследовать вглубь к выделенным жирным шрифтом словам "теперь о кино").
И сравнение (в моём личном разрезе) выдаёт очко в пользу Флобера, т.к. он очень отрицательно относится к своим невыдуманным персонажам, выставляя их всячески в нелестных видах и предавая строгому читательскому суду. От упоения искусством психологической драмы у меня жёлчь шла носом и в животе делалась приятная прохлада. Ни один из персонажей не хочется приласкать и успокоить. Разве что иногда - жуликоватого предпринимателя, которого жену бестелесно любит флоберчик-протагонист, но проходит и это.
Жена выставлена, в принципе, вполне ангеловатой, и похожа от этого на дамский силуэтик из медальончика. Хочется даже мельком, чтобы герой её, наконец, имел, и тогда, может, хоть сиськи покажут, но, говоря словами самого Флобера (из материалов к роману), "il serait plus fort de ne pas faire baiser Mme Moreau" (не путать: мадам Моро в состоявшемся романе - мама героя, и речь не идёт ни про какое безе, а безе имеется в виду относительно осуществлённой мадам Арну, она же - ни для кого не секрет - Элиза Шлезингер). Перевод: круче будет, если ебля с мадам Моро не состоится. Получилось, и правда, круче. Вообще, как я уже намекнул, Флобер in my book - непревзойдённый мастер подобных рассуждений, и у него, похоже, везде получается круче, особенно, когда что-нибудь не состаивается.
А вот у Толстого - состаивается. И там где один персонаж столкнут в бездну душевного распада, три других испытывают множественную эпифанию, и всё оказывается не зря. А у Флобера - всё зря. И каждый раз, когда персонажи Флобера вместо того, чтобы задуматься о благом, пукают и принюхиваются, мне кажется, что я дёргаю графа за бороду, а он замахивается косой, но не может, т.к. мёртвый.
Это всё, конечно, глупый инфантилизм, потому что во-первых я глубоко ценю творчество г.Л.Толстого, и сам виноват, что стал сказки читать, а во-вторых, патологически ничего не понимаю в истории и политике, что скрывает от меня широкую панораму соприкосновенностей. Скажи мне Флобер про буржуазные революции, Гизо и Ламартина - а я скажу про оловянных солдатиков и "schlaf mein Kind, schlaf süß, там вдали ходит прусс"; скажи мне Толстой про Платона Коротаева и явно намеченные тенденции - а я про тринадцать коржей и "тошненько мне".
Так что и сравнить ничего не могу.
А ведь оба романа, в общем-то, политические.
Был, кстати, один положительный персонаж, да и тот пал на штык. Причём другому персонажу, что не очень fort.
А концовка мне больше всего понравилась в романе "L'éducation sentimentale", потому что она похожа на концовку фильма Серджо Леоне "Once Upon a Time in America", который приём мне ещё в детстве глубоко полюбился, и вот я всё ждал, и вот, наконец, Флобер стоил того.

Иногда, правда, кажется, что если прочитать книжку про Нехлюдова наоборот, или даже сначала наоборот главы до второй, а потом опять сначала, то вылитый может получиться Флобер.

Теперь о кино.
Для просмотренного фильма "Яффа (невеста моря)" режиссёра Керен Иедайя я придумал такую критику: Керен Иедайя отсекает простой мелодраматический сюжет своей картины от общей картины вещей и событий настолько болезненно и безжалостно, что возникающее в начале фильма желание не упустить важное, общечеловеческое, геополитическое сменяется душераздирающей тоской и необходимостью всё это последнее изжить, а лучше - убрать и забыть.
В датском королевстве во время фильма силуэт фон Триера обнимался с силуэтом-Бергманом и подёргивал плечами.
Я сумел увидеть жёсткие параллели с египетскими мелодрамами, хотя никогда не видел последних.
За то фильмы Амоса Гитая я видел, и то единственное, что я могу сказать про Керен Иедайя со знанием дела, это что одному из крайне немногих отёров израильского кинематографа она с признанием кивает из машины с камерой, медленно едущей по улицам города Яффа.
Фильм "Ор (сокровище моё)" - тоже очень хороший.
В раннем фильме "Нижнее бельё", который можно найти в сети, из семнадцати минут около десяти героиня меряет в примерочной кабинке трусы, что не так хорошо, но тоже очень положительно.
После Амоса Гитая - Керен Иедайя.

Теперь я, наконец, начал читать Рильке, "Записки Мальте Лауридса Бригге", и, кажется, что
а) Если восприятие писателя кажется настолько схожим с восприятием читателя, что читатель думает, что умей он писать как писатель, он написал бы то же самое, то, скорее всего, читатель вообще ничего в книге не понимает, так как проецирует всю байду на себя, упуская по крайней мере философический контекст. Этого, впрочем, нечего бояться.
б) Если бы готики были интеллектуальнее, чем их музыка и танцы, они бы молились и возлагали жертвы на эту книжку.
в) Когда наступит Фашинг, я буду к нему готов.

...und das Lachen quoll aus ihren Munden wie Eiter aus offenen Stellen.
("смех тек из распяленных ртов, как гной из открытых ран", перевод Е.Суриц. Откуда взялося "распяленных"? Ну, ладно.)
Tags: стационарная спелеология
Subscribe

  • home cinema deluxe emporium premium+ galore +subs

    Несколько волшебных мгновений в домашнем кинотеатре. November 2020 - February 2021

  • про ноги и про красную звезду (urban blues)

    Дочка пошла к маме, а я нашёл на полке для овощей пачку шоколадных печенек, которые она там спрятала ("я сейчас разложу все покупки, папа, а потом…

  • нет себе покоя

    Стоять в очередях и ходить по городским улицам среди других пешеходов десятилетиями, пока это было актуально, и не дрожать в нервическом припадке, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments