Алексей Фукс (afuchs) wrote,
Алексей Фукс
afuchs

3



Многие из известных мне посмотревших фильм Хржановского-Сорокина "4" ("фильм без названия," - как сказал один из остальных, - "файл называется просто '4.avi'") задаются вопросом: сколько заплатили старушкам, чтоб они такое устроили. Думается, ответить на этот вопрос несложно. Сделайте смелое предположение. Вот столько.
Я не знаю Хржановского, но Сорокин узнаётся в каждом кадре и диалоге. Забавный стилистический бред, отсутствие какого-либо содержания. В фильме есть содержание, но его не хватает даже на четвёрку, а так, ровно на троечку. Это не оценка качества фильма. Это оценка отношения содержания к форме, а также смелая метафора на критическом уровне.
Атмосферненько, говорят зарубежные критики, которым понравилась "curvaceous" Вовченко в трёх вариантах и дыхание великой восточной державы. Некоторые несколько озадачены диспропорцией триптишных частей. В триптихе, однако, есть центральная часть - три изгибистые клона, четвёртый подавился хлебным мякишем; фон центральной части выложен бредовыми жующими бабками и убивающимся пьяным довеском. Слева (если смотреть со стороны разливающего "шефа") - настройщик Шнур, определяющий незатейливую философию формы - наиболее устойчивым структурным элементом является очетверение. Сам Шнур как сюжетный элемент социально критичен: так никогда и не побывав в Саратове, он арестован на улице, определён в зону по сфабрикованному обвинению, и отправлен искупать вину в горячей точке на самолёте с российским флагом на хвосте. (Хвост, кстати, полезно присутствует в фильме, чистит аквариумы и предрекает).
В живых и, похоже, здоровых остаётся также третий музыкант Фёдоров, которому в этом фильме явно не по себе, что отрицательно сказывается на его игре в небольшом, но раннем эпизоде. Он значительно менее социален, чем Шнур, и потому благоразумно исчезает из фильма минуте на пятой или восьмой.
Справа на триптихе - человек, самоопределяющийся как агент с Лубянки, снабжающий президента чистой водой для питья, во что несложно было бы поверить, если бы ещё раньше появления на экране Фёдорова он не сказал, что не торгует фаршем. Он любит собак (каковые, в лучших традициях отечественного кинематографа, получают в фильме особое место и философское рассуждение, сравнивающее их жизнь с человечьей), от собак и погибнет, торгует мясом, десятилетиями хранившимся в вечной мерзлоте "закромов", и старается не подлежать очищению в лучших традициях советского поколения, пред(о)ставленного заботливым папой Мишей.
(В несколько натянутом монологе папа Миша обосновывает свой отказ занять вероятно катастрофически нищему кому-то 700 долларов тем, что вернутся совсем другие купюры, с другими номерами, и необходимого порядка не будет. Возможно, это следует понять как трактовку внешней экономики РФ, но я в этом не понимаю).
Человек с правой части триптиха после нескольких широких мазков, приблизительно характеризующих персонажа, исходит золотыми часами в пользу народа-богоносца, немного разбавляющего также и центральную часть, хмуро пьющего и чавко жующего.
Занятный фильм, структурно безупречный (за вычетом нескольких, кажется всё-таки затянутых, но безусловно, как положено предшествующими кинематографистами последующим кинематографистам, сцен), как весь бессмысленный Сорокин, и на треть не поспевающий за собственным содержанием.
И то, что он понравился на западе, возможно, больше, чем "Возвращение Коктебеля", неожиданно непонятно, а потому приятно, но не важно.

Слишком поздно, уже подписав текст к печати, почитал русских критиков.
Оказывается, фильм о России, и главное в нём - всё-таки старушки, с определёнными частями тела которых у критика теперь будет ассоциироваться имя Хржановского.
Прийдётся пойти на попятную и признать всё вышесказанное ошибкой.
Правду сказал глубокомысленно Сорокин: копья будут ломать по поводу этого фильма.
Subscribe

  • глагг

    Я думаю, логичным продолжением флаффа могли бы быть автоматические переводы поэтических текстов. Подобно песку на мелко трясущейся пластине танцуют…

  • угрюмая радуга

    Перед чтениями Дельфинова и Дарьи Ма невнимательно наблюдал из-под строительных лесов, придающих структурность пространству у входа в "Квартиру 62",…

  • седьмая попытка поговорить с хренотенью на острые темы

    Начал с Пришвина. Оказалось, что Пришвин прав, и "не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments