Алексей Фукс (afuchs) wrote,
Алексей Фукс
afuchs

Category:

Вагинов-текст

Один из лучших читанных за последнее время писателей - Конст.Вагинов.
У меня значительно лучше получается книжки ругать. Вообще лучше получается ругать (т.е. не только не только книжки, но и не только у меня).
Поэтому нижеследует текст:
Тяготеет к античности. Оригинальные методы сравнения и описания.

На самом деле, не ругаясь, замечу, что несмотря на чистый слог, Вагинову крайне редко удаются чистые драматические всплески, лишенные сарказма, от которых у читающего вслух меняется голос и дрожат губы. Т.е., крайне редко удаются. Их две-три на повесть.
Третья книга - Бамбочада - до крайности отвратительна и конец сарказма наступает с концом главного героя, в последнем его письме, где смерть его описана его же словами, в последнем письме; книга кончается словом "умер".
Вспоминается Ремарк ("Возвращение" или "На западном..."?), где главный герой - автор текста, и Ремарк, которому необходимо его умертвить, не находит лучшего способа, чем оборвать текст и сделать отсебячную добавку.
Местами Вагинов напоминает Булгакова, но никаких сведений об их встречах (или как сказал бы Битов, "невстречах") я не имею. Вообще, всегда удивляла социально-окололитературная бесследность Булгакова. Неужели его даже нигде не обругал Набокин? (Версия: В.В. считал его настолько ниже себя, что не счёл достойным, а на подходящего бибабо Шепоткова-Удальского не хватило лет жизни и языков).

Если отвлечься от блестящих частностей и посмотреть на повести-романы в целом, то проработанные вопросы кажутся слишком внутри-литературными, может быть, культурологическими, но не такими, какие способны привлечь "масового читателя" и сделать Вагинова "писателем универсальным" в устах критиков, для которых он, вероятно, "писатель превосходный" (не цитата) и "своеобразный" (тоже не цитата).

Ловлю себя на том, что никогда не позволяю себе смещать отрицательную частицу в незащищённое место в предложении, чтобы не уподобиться Алексмуху ("умирать они решили не.")

Вагинов пишет о людях, жизнь которых заключается в дешёвом самообмане. Самообман рассеивается как-то сам собой, люди умирают. Смысл потерян, никто не виноват ("пошто, пошто...").
В "Козлиной песни" группа действующих лиц пытается быть причастной к искусству (как к духовному и высшему вообще); каждый причащается по-своему, по-настоящему причастен только один. Искусства нет (почему его в определённый момент нет, неясно до конца; какая-то древнеримско-греческая механика и энергетика, может быть место и время, это не слишком важно, оставляю это Умке и Эдварду Гиббону), этот один застреливается, остальные долго ещё живут своими иллюзиями, но никто не спасается - разрушает само желание быть причастным.

Вагинов-текст иногда вызывает жалость к Вагинову-человеку, часто смех, порой гадливость, в некоторых случаях изжогу.

Вагинова нельзя читать подросткам и душевным юношам, которым новы впечатленья бытия.
Subscribe

  • Senilità

    Мне стала неинтересна тема творчества и качества писателя Милана Кундеры. Некто avva написал о своём неудовольствии прочитанной книгой…

  • седьмая попытка поговорить с хренотенью на острые темы

    Начал с Пришвина. Оказалось, что Пришвин прав, и "не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она…

  • порыв

    Затесался в прекрасную компанию в новом полиглотском выпуске " Двоеточия": напечатался там по-английски. Для сопоставления представлены несколько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment